FOTOMONSTER.RU

Профессиональная фотосъемка, уроки фотографии, школа фотографии, статьи по фотографии, фото оборудование, обработка фотографий, услуги, обработка, ретушь, софт.
Published: 5 лет ago

Коммерческая фотография.Фотостоки и фотоагенства

Коммерческая фотография.Фотостоки и фотоагенства

0
0
0
0
0
0
0
0
0
Скопировать адрес ссылки
 

Фотоизображения, вернее, авторские права на них — это товар, который продается и покупается на молодом и развивающемся рынке, работающем по особым правилам. Как устроен этот рынок? Кто и зачем приобретает права на c http://fotomonster фотографии? Какие снимки востребованы покупателем?

заработок фотографа, фотостоки

Фотосток — бизнес: вчера, сегодня, завтра
Сразу оговоримся, речь пойдет о фотографии, как об итоге творческого процесса, результат которого востребован на рынке и имеет стоимость, то есть может быть продан. Такой тип снимков на Западе называют «стоковым». Этот же термин имеет и более узкое c http://fotomonster значение, определяя еще и жанр коммерческой рекламной фотографии, поэтому предмет нашего обсуждения назовем проще — «коммерческая фотография» или «фотография на продажу».

Мировая индустрия коммерческой фотографии — это четко организованный рынок, работающий по своим законам уже почти полвека. Аккумуляторами авторских прав на изображения и основными поставщиками фотографий на рынке являются фотобанки c http://fotomonster и фотоагентства. Вся история бизнеса фотоизображений разделяется на доцифровую и цифровую «эры». С началом применения веб-технологий стало возможным «пощупать товар» через интернет, не приходя в агентство.

В России фотоагентства современного типа начали возникать в середине 90-х годов. Первым на рынок пришел «Фотобанк» (photobank.ru), потом появилось еще несколько агентств, специализирующихся на c http://fotomonster дистрибуции западных коллекций East news, «Фото С.А.», «Восток-фото», «Русская фотографическая группа». В 2002–2003 годах прошел стартап нескольких отечественных ресурсов: «ФотоЭкспресс», «Русский взгляд», «ГеоФото», «Росфото». Вторая волна принесла такие ресурсы, как фотоархив, созданный при союзе Фотохудожников, «Профимидж» и ФОТАС. Сейчас в России существует около 20 агентств и фотобанков и несколько сотен c http://fotomonster ресурсов, позиционирующих себя как фотобанки, но не являющихся таковыми из-за отсутствия проработанной правовой базы для передачи авторских прав. Постоянно возникают новые ресурсы.

Состояние современного рынка коммерческой фотографии можно охарактеризовать одним словом — «самооценка». Сейчас происходит осознание того, какие разновидности коммерческой фотографии существуют и в чем их специфика. Причем понимание этого c http://fotomonster приходит не только к агентствам, но и к профессиональным фотографам, многие из которых снимали «для души» без коммерческого успеха только по той причине, что просто не укладывались в четкие форматы жанров, которые были востребованы рынком. Сейчас происходит четкая дифференциация рынка по ценовым и тематическим (жанровым) сегментам.

На сегодняшний день фотоагентства c http://fotomonster работают по двум направлениям: продвижение отечественного контента и продвижение западных коллекций. Последнее основано на расширении дистрибьюторского портфеля. Отечественные архивы развиваются за счет расширения тематики и специализации. Для возникающих новых ресурсов путь развития может быть только один — четкая специализация на определенном сегменте рынка. В России сейчас не хватает узкоспециализированных фотоагентств, тематических c http://fotomonster ресурсов, например агентств, специализирующихся на продаже фотографий по темам сельское хозяйство, сад и огород, российская кухня и т.д.

Кто продавец?

Фотобанки делятся по нескольким признакам: модель лицензирования (RM- и RF-лицензируемые фотобанки), по секторам рынка (новостные и стоковые), по маркетинговой стратегии (продвигающие на рынке архивы фотографов или занимающиеся дистрибуцией партнерских коллекций). c http://fotomonster Многие фотобанки совмещают все позиции, и это характерно для настоящего времени. Второй особенностью современного состояния индустрии является появление обособленного сектора поставщиков изображений, объединенных термином «микропейментовые фотобанки» или «микростоки». Главное их отличие — в способе лицензирования. При покупке в микропейментовых фотобанках вы не получаете документа, подтверждающего право использования изображения. Это связано c http://fotomonster с тем, что микропейментовый фотобанк не получает у фотографа документального оформленные права на изображения (за исключением так называемого договора публичной оферты) и не может передать их своим клиентам. Вторая особенность — нередактируемый контент: фотографии не проходят отбор редакционной коллегией и, как следствие из простоты размещения — низкий уровень качества. Микроцена c http://fotomonster за минимум качества. Но зачастую клиенту нужна «просто картинка» без формальной передачи прав — иллюстрация для внедрения в дизайн, и цена проекта имеет значение. Таким образом, мы можем говорить о двух типах бизнеса: первый — продажа высококачественных снимков профессиональных фотографов и второй — бизнес дешевых интернет-сервисов с фотографиями низкого качества c http://fotomonster с упрощенной моделью лицензирования по низким или сверхнизким ценам. Причем эти два сектора практически не конкурирующие. Даже наоборот: огромное количество дешевых фотосервисов на рынке только подчеркивает ценность уникальных по сути и по исполнению авторских профессиональных работ.

Итак, вернемся к «традиционным» фотобанкам, которые лицензируют изображения по моделям RM и RF. Rights c http://fotomonster Managed (RM) — использование в течение ограниченного периода времени, с ограничениями по форматам, тиражам и территорией использования. Стоимость прав использования зависит от способов и видов использования (формата, тиража, срока, территории использования и неисключительности предоставляемой лицензии). Royalty Free (RF) — возможность использования фотоизображений в течение неограниченного периода времени без ограничений по c http://fotomonster форматам, тиражам и территориям использования, но с единовременными авторскими отчислениями.

У каждой модели лицензирования есть свои плюсы и минусы: первая модель позволяет клиенту выбрать уникальное изображение для своей рекламной кампании и быть уверенным в возможности выкупа эксклюзивных прав. Вторая модель дает возможность универсального использования изображения, но уже без гарантии эксклюзивности. c http://fotomonster Для каждого изображения применение той или иной лицензии является взаимоисключающим.

Новостные и стоковые фотобанки ориентированы, соответственно, на СМИ и производителей рекламной полиграфии. К первому типу относятся «Фотоэкспресс», ИТАР-ТАСС, ФОТАС, «Русский взгляд», РИА «Новости», ко второму — «Профимидж» и «Росфото». «Фотобанк.ру», «ГеоФото», «Фотосоюз», «Восток-фото», «Фото С.А.», East News затрагивают оба направления.

c http://fotomonster

Каждое агентство избирает свою стратегию продвижения архива на рынке и политику сотрудничества с другими агентствами. Одним из основных трендов российского фотобизнеса является дистрибуция западных коллекций на нашем рынке. Из наиболее успешных примеров — «Фотобанк», который является эксклюзивным дистрибьютором Getty Images в России, и «Фото С.А.», недавно ставший официальным дистрибьютором Corbis.

c http://fotomonster

Стратегия дистрибуции продуктивная, но она не ведет к стимулированию отечественных фотографов. В России всего несколько агентств продвигают идею только национальной фотографии. Это привязанный к географической тематике архив агентства «ГеоФото» и большой исторический архив агентства «Фотосоюз». Обе тематики более чем востребованы на отечественном рынке, однако не полностью покрывают его. Почти каждый c http://fotomonster второй рекламодатель в России хочет видеть на изображении русские лица.

Кто покупатель и что он выбирает?
Можно выделить четыре основные категории или группы покупателей. Рассмотрим их по мере уменьшения суммарно закупаемых объемов (количества закупаемых фотоизображений).

Первая категория — те, кто покупает фотографии в качестве иллюстраций к информационным c http://fotomonster материалам (Editorial Photography). Она включает в себя СМИ, книжные издательства, издателей образовательной литературы. Закупаемые ими фотографии — документальные свидетельства событий и явлений. Такой снимок должен нести достоверную, легко читаемую информацию. Желательно, чтобы он был качественным и обладал художественностью, композицией, образностью и эмоциональностью. В случае, если фото, несущее информацию, обладает всеми перечисленными c http://fotomonster качествами, оно имеет шанс стать «обложечным» или заглавным в номере. Именно из этих фотографий выбирают призеров на World Press Photo.

Второй важнейший покупатель — изготовители рекламы в широком смысле: наружной, печатной, на транспорте, производители этикеток и упаковок, оформители мест продаж, выставочных стендов и сайтов компаний. Им нужны фотографии, которые своим c http://fotomonster присутствием позволяют сфокусировать потребителя на товаре, создают настроение, помогают продать товар или услугу. Побуждающие фотографии — именно то, что требуется в рекламной полиграфии, при этом призыв может не носить адресного характера — фотография может просто быть гармонично выполненным пейзажем, в этом случае его эмоциональным позывом будет — «красота и гармония». c http://fotomonster Кстати, именно этот жанр фотографий называется Stock Photography, или креативные материалы. В чем их отличительная особенность? Художественность, образность, концептуальность, а говоря на языке потребителя: простота, яркость, оригинальность, понятность, «доходчивость»… Наиболее характерные образцы этого жанра фотографий несут в себе одну ярко выраженную идею и, если эта идея совпадает с коммерческой идеей c http://fotomonster рекламодателя, то он непременно выберет и купит изображение, которое позволит ему донести свой бизнес-позыв до широкой аудитории. Чтобы снимать такие фотографии нужно быть немного «рекламщиком» и немного покупателем. И конечно, хорошим фотографом, потому что техническое и художественное качество стоковых фотографий должно быть на порядок выше, чем в фотографии документальной.

Третья c http://fotomonster большая группа клиентов, выбирающих фотографии, — это дизайнеры интерьеров и все, кто использует фотографии как средство украшения дома, офиса, архитектурных фасадов. Такой тип фотографий можно назвать «интерьерной фотографией» (Decoration Photography). Что главное в фотографиях для такого типа использования? Безусловно, художественность! Такая фотография должна быть понятна и приятна подавляющему большинству зрителей, c http://fotomonster которые с ней будут соприкасаться. Отбор таких фотографий — трудоемкий и тщательный процесс, а создание их требует большого мастерства и безупречного соблюдения законов художественной композиции. Только некоторые фотографии из огромного количества отбираемых будут удовлетворять перечисленным параметрам. И только избранные захотят их купить, оформить в рамы и сохранять долгие годы на c http://fotomonster стене офиса или домашнего интерьера. Они должны быть достаточно уникальны, чтобы выделяться из многих других подобных, но в то же время — понятны зрителю, то есть нести узнаваемые образы, создавать устойчивые ассоциации. Говоря языком потребителя, интерьерные фотографии должны создавать настроение…

Кстати, к такому же типу использования можно отнести и фотографии c http://fotomonster для календарей, так как календарь — это временный элемент интерьера. Отбор его менее тщательный, чем картины на стену, но в целом, проходит по тем же параметрам.

Наконец, четвертая группа клиентов и четвертый «сорт» фотоизображений, высшая «каста» художественных фотографий — Арт-фотографии (Art Photography), претендующие на звание произведений искусства. Где проходит граница c http://fotomonster между искусством и «не искусством»? Это предмет отдельного исследования, так как мнение по этому вопросу глубоко субъективно. Например, отбирая работы для фотовыставки Сергея Ястржембского из его серии «Аэроимпрессионизм», мы с Ольгой Львовной Свибловой (директором Московского Дома Фотографии) долго сортировали фотографии, и она при этом повторяла: «Да, это Фотография!», «Нет, а c http://fotomonster это — «Нейшнл Джиографик». Для нее, представителя сферы арт-фотографии, Фотографиями (с большой буквы) являются только произведения искусства, а любая документальная фотография, даже самого высшего качества — это не Фотографии. Такая точка зрения имеет право быть? Несомненно. Это ярко выраженный субъективный взгляд на коммерческую фотографию.

Арт-фотографии — это произведения, которые несут c http://fotomonster в себе глубинный смысл: эмоциональный заряд, фотографии, которые вызывают ассоциации, фотографии, исполненные художественности и образного содержания. Одним словом — это фотографии, заставляющие зрителя переживать или просто задуматься…

Сколько стоит фотография?

Все мы — фотографы и бизнесмены, — люди творческие, поэтому обратимся к понятному языку образов. Давайте представим себе пирамиду, состоящую c http://fotomonster из четырех плоских камней, уменьшающихся от нижнего к верхнему. Именно так можно представить, как устроен рынок фотоизображений.

Больше всего фотографий, которые покупают — это фотографии — носители информации, чуть меньше — те, которые могут быть использованы в рекламе, еще меньше количество фотографий, которые можно отобрать для украшения интерьера и совсем c http://fotomonster небольшой набор — избранные арт-фотографии. Камни — это своеобразные уровни качества, позволяющие отнести фотографию к определенному типу использования. Под качеством в данном случае нужно понимать совокупную оценку художественных, информационных и технических свойств изображения. Чем качественнее фотография, тем больше потенциальных типов использования для нее существует. Как мы видели, все категории фотоизображений c http://fotomonster имеют своего потребителя. Но цена разная.

Цены на использование фотографий определенного типа изменяются пропорционально уровню качества и степени уникальности. Вероятно, это простое философское заключение нельзя назвать законом коммерческой фотографии, но уж правилом «четырех камней» для устойчивого запоминания — можно! Для создания высокохудожественного произведения нужно гораздо больше усилий, материальных затрат, творческой c http://fotomonster энергии и банальной удачи, чем для фотодокументирования. Итак, цены на фотографии в СМИ обычно устанавливаются в разы меньше, чем цены на фотографии в рекламе (в среднем, конечно). Цены на интерьерные фотографии — еще выше и часто устанавливаются авторами и правообладателями индивидуально. Что касается стоимости арт-фотографий, то это всегда очень субъективная c http://fotomonster величина. Арт-рынок, более стихийный по своей сути, отличается от четкого рекламного рынка с его рекламными бюджетами. Здесь действуют другие правила ценообразования…

Как купить и как продать?
Как мы уже видели, продажа изображений состоит из передачи покупателю файла с изображением (или оригинала в виде отпечатанного образца, слайда или негатива) и передачи c http://fotomonster прав на его использование. Конечно, фотограф, у которого по знакомству просят фотографию, чтобы оформить свою гостиную, просто может дать файл и сказать: «Пожалуйста, мне очень приятно, что моя фотография будет украшать ваш дом». Но и это, заметим, является актом передачи авторских прав на фотографию, причем очень четко сформулированным. В основном c http://fotomonster же, фотосток-бизнес подразумевает оформленные на бумаге свидетельства о передаче авторских прав. Они называются лицензиями, или лицензионными договорами.

Чтобы заключить лицензионное соглашение с покупателем, фотобанк должен обладать правами на фотографию. Для этого он заключает с авторами или правообладателями фотографий договор на аренду у них авторских прав. Передача прав может быть эксклюзивной c http://fotomonster (исключительной) или неэксклюзивной. Права передаются на определенный срок и в определенном объеме, который оговаривается. И только благодаря таким четким юридическим документам фотобанк может гарантировать полную юридическую защищенность клиента при покупке фотоизображений. Таким образом, фотобанк — это механизм передачи авторских прав на изображение от фотографа (правообладателя) — клиенту.

Как фотографии попадают c http://fotomonster на рынок? По факту создания произведения, оно становится потенциально доступным потребителям рынка. Дальше, если это не фотографии, сделанные на заказ, встает вопрос: как их продать? Стратегия продвижения фотографий на рынке — это личная «война» каждого фотографа. Стратегий несколько, одна из них — продвигать свой архив и себя как независимый бренд. c http://fotomonster В эту стратегию входит активное предложение своих работ в журналы, в книжные издательства, издателям календарей, в качестве авторских отпечатков. Второй путь — размещение коллекций фотографий в агентствах (фотобанках). Это обеспечивает фотографу обычно 50-процентный доход (часто за вычетом налогов) от общей суммы за проданные изображения и избавляет от многих трудоемких операций c http://fotomonster по поиску клиентов и юридическому сопровождению сделки. С фотографами большинство отечественных фотобанков работает по одной схеме: первоначальное портфолио для оценки соответствия тематики и качества фотографий для данного архива, заключение авторского договора, размещение коллекций, отчеты о продажах, выплаты гонораров помесячно или по факту продажи — вот стандартные этапы работы, которые могут c http://fotomonster незначительно отличаться.

Для достижения коммерческого успеха важно, чтобы ваши работы выделялись из множества сходных работ на рынке или в многотысячном архиве фотобанка, и чтобы ваше портфолио было достаточно разнообразно, а каждая тема была достаточно глубоко проработана. Тогда они будут замечены. То же самое относится и к фотобанку — чем интереснее, c http://fotomonster качественнее, разнообразнее и тематически проработаннее будут его архивы, плюс — насколько продумана маркетинговая политика агентства, тем больший коммерческий успех на нашем развивающемся рынке ему обеспечен. Главное, чтобы в погоне за рынком все мы не перестали относиться к изображениям как к Фотографиям — неповторимым объектам интеллектуальной собственности и «элементарным частицам» нашего c http://fotomonster культурного наследия.

Текст: Вадим Штрик

БРОНИРУЕМ ЖИЛЬЁ НА AIRBNB СО СКИДКОЙ 2100 РУБЛЕЙ

КАК ЗАБРОНИРОВАТЬ ЖИЛЬЁ НА AIRBNB СО СКИДКОЙ 2100 РУБЛЕЙ

Have a Comment?

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Some HTML is OK
close-link